Методические рекомендации по налоговому учету ЧСИ по налогам и другим обязательным платежам

 

  1. 1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.         Понятие частного судебного исполнителя как налогоплательщика, налогового агента.

Конституция Республики Казахстан устанавливает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (статья 35).

 

Отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства, регулируются нормами Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (далее - НК).

Из смысла и содержания норм НК следует, что частный судебный исполнитель является как налогоплательщиком, так и налоговым агентом (статья 5, подпункты 31, 35 пункта 1 статьи 12, статьи 42, 177, 182, 358, 359, 391, 407).

То есть, как налогоплательщик, частный судебный исполнитель обязан исполнять налоговое обязательство, а как налоговый агент частный судебный исполнитель обязан исполнять обязанность по исчислению, удержанию и перечислениюналоговв соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

Права и обязанности налогоплательщика и налогового агента устанавливаются в статьях 13, 14,15 НК.

 

 

  1. 2.     НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧАСТНОГО СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧАСТНОГО СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ОТЧИСЛЕНИЯМ, ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ВЗНОСАМ, ОТЧИСЛЕНИЯМ И (ИЛИ ВЗНОСАМ) В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

2.1.         Понятие налоговых обязательств частного судебного исполнителя.

Согласно пункту 1 статьи 26 НК налоговое обязательство частного судебного исполнителя - обязательство частного судебного исполнителя, как налогоплательщика, перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого частный судебный исполнитель обязан:

  • встать на регистрационный учет в налоговом органе;
  • определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением;
  • исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
  • составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

Частный судебный исполнитель обязан своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с требованиями НК (пункт 1 пункта 1 статьи 14, статья 15 НК).

Исполнение налогового обязательства осуществляется частным судебным исполнителем, как налогоплательщиком (налоговым агентом), самостоятельно, если иное не установлено НК(статья 31 НК).

Вместе с тем, частный судебный исполнитель, как налогоплательщик (налоговый агент), вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через уполномоченного представителя (статья 17 НК).

При этом уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное частным судебным исполнителем, как налогоплательщиком (налоговым агентом), представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан.        

Уполномоченный представитель действует на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, выданной частным судебным исполнителем -налогоплательщиком (налоговым агентом), в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя.

На практике, как правило, уполномоченным представителем частного судебного исполнителя является лицо, получающее плату за свои услуги (к примеру, бухгалтер), помощник по конторе частного судебного исполнителя или лицо, определенное учредительными документами, и т.п.

Личное участие частного судебного исполнителя-налогоплательщика (налогового агента) в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает частного судебного исполнителя-налогоплательщика (налогового агента) права на личное участие в указанных отношениях.

Между тем, важно отметить, что действия (бездействие) представителя частного судебного исполнителя-налогоплательщика (налогового агента), совершенные в связи с участием этого налогоплательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, признаются действиями (бездействием) частного судебного иcполнителя-налогоплательщика (налогового агента) в рамках полномочий, предоставленных им указанному представителю на основании доверенности (пункт 5 статьи 17 НК).

Из сказанного следует, чтоответственность по исполнению налогового обязательства, а также по исполнению обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки несет непосредственно сам частный судебный исполнитель.

Поэтому нередко встречающееся мнение о том, что при наличии представителя, частный судебный исполнитель, как налогоплательщик (налоговый агент), не несет ответственности, является ошибочным.

Государство в лице налогового органа имеет право требовать от частного судебного исполнителя-налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренном НК (пункт 2 статьи 26 НК).

 

2.1.1. Регистрация частного судебного исполнителя как налогоплательщика в налоговых   органах.

Первым налоговым обязательством частного судебного исполнителя является постановка частного судебного исполнителя на регистрационный учет в налоговом органе (статья 26 НК).

При рассмотрении данного вопроса необходимо исходить из того, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве» частный судебный исполнитель - гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов (далее – лицензия частного судебного исполнителя), выданной уполномоченным органом.

         Из сказанного выше, а также из смысла и содержания норм пункта 3 статьи 565 НК следует, что, получив лицензию на занятие деятельности по исполнению исполнительных документов и вступив в члены Республиканской палаты частных судебных исполнителей, частный судебный исполнитель до того, как приступить к осуществлению деятельности частного судебного исполнителя, должен встать на регистрационный учет в качестве частного судебного исполнителя в налоговом органе по месту своего нахождения.

         Постановка физического лица на регистрационный учет в качестве частного судебного исполнителя производится на основании налогового заявления физического лица о регистрационном учете частного судебного исполнителя, представленного в электронной форме посредством веб-портала "электронного правительства" до начала осуществления деятельности частного судебного исполнителя (пункт 3 статьи 565 НК).

         Форма налогового заявления утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 "Об утверждении форм налоговых заявлений".

         Налоговые органы в течение одного рабочего дня с момента получения налогового заявления производят постановку физического лица на регистрационный учет в качестве частного судебного исполнителя. Либо отказывают в такой постановке в случаях, если:

1) данные документа, удостоверяющего личность, указанные в налоговом заявлении, не соответствуют сведениям, содержащимся в национальных реестрах идентификационных номеров;

     2) данные лицензии на право осуществления деятельности частного судебного исполнителя, указанные в налоговом заявлении, не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном электронном реестре лицензий;

3) место нахождения, указанное в налоговом заявлении, отсутствует в информационной системе "Адресный регистр".

Касаясь данного вопроса, нужно заметить, что изменение места нахождения частного судебного исполнителя влечет изменение регистрационных данных частного судебного исполнителя в налоговом органе.  В связи с этим частный судебный исполнитель не позднее десяти рабочих дней со дня изменения места нахождения обязан представить в налоговый орган в электронной форме налоговое заявление посредством веб-портала "электронного правительства".

         Изменение сведений о месте нахождения частного судебного исполнителя производится налоговым органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения налогового заявления, представленного для изменения регистрационных данных (статья 566 НК).

 

 

2.1.2. Определение частным судебным исполнителем объектов налогообложения и (или) объектов, связанные с налогообложением. Исчисление и уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Обязательства частного судебного исполнителя поопределению объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, исчисление и уплата частным судебным исполнителем налогов является следующими налоговыми обязательствами частного судебного исполнителя.

Вопрос об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, является важным, поскольку с ним связано определение:

  • вида налога, подлежащего исчислению и уплате;
  • сроков уплаты налога;
  • предоставляемой налоговой отчетности (ее видов, сроков и т.п.)

По общему правилу объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство(статья 27 НК).

Необходимо отметить, что объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, по каждому виду налога определяются в соответствии с нормами Особенной части Налогового кодекса Республики Казахстан.

При исполнении указанного налогового обязательства частному судебному исполнителю следует исходить из того, что статья 137 Закона Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" четко определяет, что деятельность частных судебных исполнителей, не является предпринимательской деятельностью.

Данным Законом устанавливается, что деятельность частного судебного исполнителя призвана обеспечивать в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций при совершении исполнительных и иных действий.

Объектом обложения индивидуальным подоходным налогом у частного судебного исполнителя являются его доходы, полученные от осуществления деятельности частного судебного исполнителя.

Этот вывод согласуется со статьями 153, 155 НК, а также нормами статьи 181 НК, в соответствии с которыми доходом частного судебного исполнителя являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов.

Необходимо учитывать, что в Налоговом кодексе Республики Казахстан нормы статьи 181 находятся в Разделе 6 «Индивидуальный подоходный налог» Глава 20 «Доходы, не облагаемые у источника выплаты» § 2. «Доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов».

Из анализа норм Раздела 6 НК следует, что доход частного судебного исполнителя относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты. 

Он не относится к имущественным доходам, доходам индивидуального предпринимателя и прочим доходам (статья 177 НК).

Таким образом,объектом обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы частного судебного исполнителя в виде доходов, не облагаемых у источника выплаты (пункта 1 статьи 155, статья 177 НК).

Вместе с тем, применительно к индивидуальному подоходному налогу важно правильно понять, что в статье 155 "Объекты налогообложения" НК есть норма, устанавливающая, что "Объекты налогообложения определяются как разница между доходами, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, и налоговыми вычетами в случаях, порядке и размерах, предусмотренных настоящим разделом" (пункт 2 статьи 155 НК).

На этот момент следует обратить особое внимание в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 80-VI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения". Данным Законом внесён ряд изменений и дополнений в НК, в том числе по исчислению и уплате частным судебным исполнителем с 1 июля 2017 года индивидуального подоходного налога, о чем подробнее будет сказано ниже.

Из названных норм НК следует, что лицо, обратившееся за помощью к частному судебному исполнителю, при оплате данной помощи не производит удержание индивидуального подоходного налога у источника выплат, поскольку частный судебный исполнитель обязан самостоятельно исчислить, удержать и оплачивать индивидуальный подоходный налог (далее - ИПН) с полученного им дохода в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

По общему правилу сумма ИПН по доходам частного судебного исполнителя исчисляется по доходам, полученным за месяц, по итогам каждого месяца.

Доходы частного судебного исполнителя облагаются ИПНпо ставке 10 процентов к сумме полученного дохода (пункт 1 статьи 182 НК в редакции до 1 июля 2017 года).

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 80-VI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения"  пункт 1 статьи 182 НК  изложен в  новой редакции:   "1. Сумма индивидуального подоходного налога по доходам частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов исчисляется по доходам, полученным за месяц, по итогам каждого месяца путем применения ставки, установленной  пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к сумме полученного дохода за минусом налогового вычета, предусмотренного подпунктом 7) пункта 1 статьи 166 настоящего Кодекса.".

Из смысла и содержания указанной нормы закона, а также норм подпункта 7 пункта статьи 166 НК следует, что при определении объекта налогообложения ИПН частного судебного исполнителя из дохода частного судебного исполнителя минусуется налоговый вычет в виде суммы взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании.

Данные нормы в указанной редакции вводятся в действие с 1 июля 2017 года (статья 2 названного Закона).

Таким образом, с 1 июля 2017 года частный судебный исполнитель при определении налогооблагаемого дохода, с которого ему необходимо исчислить и уплатить ИПН по пункту 1 статьи 182 НК, определяет его, исходя из суммы полученного им дохода за минусом из него суммы взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании".

Сумма исчисленного ИПН подлежит уплате частным судебным исполнителем ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем, по доходам за который исчислен налог (пункт 1 статьи 158, статья 182 НК).

Наибольшей сложности на практике вызывают вопросы, с какого момента доход считается полученным частным судебным исполнителем, как это определить и закрепить документально, чтобы у налогового органа не возникло сомнений и вопросов, а также споров с частным судебным исполнителем-налогоплательщиком (налоговым агентом).

Думается, что при решении этих вопросов следует руководствоваться нормами статьи 57 НК, из которых следует, что налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных НК.

Метод начисления – метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег, или их эквивалентов.

Налогоплательщик (налоговый агент) на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет (пункты 2, 3 статьи 57 НК).

Таким образом, из норм статьи 57 НК следует, что частный судебный исполнитель должен учитывать свой доход по факту исполнения исполнительного документа частным судебным исполнителем, а не со дня получения выплаты денег (оплаты деятельности частного судебного исполнителя).

В связи с этим целесообразно подробнее остановиться на документах, на основании которых можно определить:

  • фактического исполнения исполнительного документа в полном объеме либо частичного погашения;
  • сумму полученного частным судебным исполнителем дохода;
  • сумму исчисленного, уплаченного ИПН

Как правило, такими основными документами являются: постановление об утверждении оплаты деятельности частных судебных исполнителей, вынесенное на основании постановления о прекращении исполнительного производства или возврате исполнительного документа с отметкой о полном или частичном его исполнении, документ подтверждающий оплату (выписка с банковского счета частного судебного исполнителя).

Получение частным судебным исполнителем наличных денег в счет оплаты деятельности частного судебного исполнителя, и расходов, связанных с исполнением поручения, без выдачи соответствующего финансового документа не допускается.

Размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя, оказываемой частным судебным исполнителем, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Порядок оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанной с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы, устанавливается правилами оплаты деятельности частного судебного исполнителя, утвержденными Министерством юстиции Республики Казахстан.

Из сказанного следует что, исходя из вынесенных постановлений об утверждении оплаты деятельности частных судебных исполнителей частный судебный исполнитель может определить доход, полученный им в ходе исполнения исполнительных действий.

К примеру, частный судебный исполнитель взыскал с должника сумму, наложенную на должника, из взысканной суммы частный судебный исполнитель погашает сумму по оплате деятельности частного судебного исполнителя и расходы по исполнению, в том числе по исполнительному документу. Поэтому доход для исчисления ИПН частным судебным исполнителем должен учитывать в том месяце, в котором было вынесено постановление об утверждении оплаты деятельности частных судебных исполнителей.

         Пример:

         Частным судебным исполнителем 11 января 2017 года вынесено постановление частного судебного исполнителя об утверждении сумм оплаты его деятельности. Оплата частному судебному исполнителю в сумме 2 500 тенге. Следовательно, доход в размере 2 500 тенге является доходом частного судебного исполнителя, полученным в январе месяце 2017 года.

         Сумма ИПН частного судебного исполнителя с данного дохода за январь 2017 года составит 250 тенге (т.е. 10 % от 2 500 тенге). Эту сумму ИПН частный судебный исполнитель обязан уплатить не позднее 5 февраля 2017 года.

В связи с рассматриваемым вопросом нужно обратить внимание на следующее. Указанный выше пример приведен без учета изменений и дополнений, внесенных в пункт 1 статьи 182 и подпункт 7 пункта 1 статьи 166 НК. То есть без учета налогового вычета в виде суммы взносов на обязательное социальное медицинское страхование, поскольку отношения по обязательствам частного судебного исполнителя по исчислению и уплате ИПН сложились до того, как в указанные нормы НК были внесены названные изменения и дополнения (до 1 июля 2017 года).

Примеры по исчислению и уплате частным судебным исполнителем ИПН с учетом налогового вычета в виде суммы взносов на обязательное социальное медицинское страхование будут приведены ниже.

Касаясь вопроса о том, что в порядок исчисления и уплаты частным судебным исполнителем индивидуального подоходного налога (ИПН) законодателем  внесены изменения и дополнения (действуют с 1 июля 2017 года), связанные с отношениями в системе обязательного социального медицинского страхования, а также внесены значительные изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании", необходимо остановиться подробнее на отчислениях и (или) взносах в фонд социального медицинского страхования.

Отчисления и (или) взносы в фонд социального медицинского страхованияне относятся к налогам и другим обязательным платежам в бюджет согласно статье 55 НК.

Общественные отношения в системе обязательного социального медицинского страхования регулируются Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК "Об обязательном социальном медицинском страховании".

Плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) – лица, осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования (далее - фонд) в порядке, установленном настоящим Законом (подпункт 2 статьи 1 названного Закона).

Отчисления – деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в фонд социального медицинского страхования, дающие право потребителям медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

 Взносы – деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов, указанными в пункте 2 статьи 14 указанного Закона, и дающие право потребителям медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования (подпункт 7 статьи 1 названного Закона).

В соответствии сподпунктом 6 пункта 2 статьи 14 названного Закона частный судебный исполнитель является плательщиком взносов в фонд социального медицинского страхования.

Плательщиком отчислений в фонд частный судебный исполнитель становится в случае, если он использует труд работников - физических лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, как с работодателем, и непосредственно выполняющих работу по трудовому договору. К примеру, бухгалтера, секретаря-делопроизводителя и т.п.

На практике, как правило, редки случаи, когда частный судебный исполнитель использует труд работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Поэтому остановимся на рассмотрении вопроса об исчислении, удержании, перечислении, уплате частным судебным исполнителем взносов в фонд.

Взносы на обязательное социальное медицинское страхование определяются статьей 28 указанного Закона. 

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона взносы частных судебных исполнителей с 1 июля 2017 года устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.

При этом объектом исчисления взносов частных судебных исполнителей является двукратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан частных судебных исполнителей (пункт 5 статьи 28 названного Закона).

Объектом исчисления взносов, приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан частных судебных исполнителей является минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (пункт 6 статьи 28 названного Закона).

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы" минимальный размер заработной платы с 1 января 2017 года установлен в 24 459 тенге.Поэтому с 1 июля 2017 года объект исчисления взносов частных судебных исполнителей составляет 48 918 тенге (24 459 тенге х 2). 

Следовательно, с 1 июля 2017 года взнос частного судебного исполнителя на обязательное социальное медицинское страхование составляет 2 445,9 тенге (5 процентов от 48 918 тенге).

Исчисление и уплата ежемесячных взносов частных судебных исполнителей осуществляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда (пункт 3 статьи 30 указанного Закона)

Начисленные (удержанные) взносы перечисляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда частными судебными исполнителями в свою пользу ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным(подпункт 2 пункта 6 статьи 30 названного Закона)

Днем уплаты взносов, осуществляемых в безналичной форме, считается день получения акцепта платежного поручения на сумму взносов от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, осуществляемых в наличной форме, – день внесения плательщиком взносов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов, и (или) пени, начисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Закона, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан (статья 30 названного Закона).

Необходимо отметить, что данный Закон предусматривает категории лиц, которые освобождаются от уплаты взносов в фонд.

Освобождаются от уплаты взносов в фонд:

1) лица, указанные в пункте 1 статьи 26 названного Закона, за исключением получателей социальных выплат на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования;

2) военнослужащие;

3) сотрудники специальных государственных органов;

4) сотрудники правоохранительных органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Закона лицами, которые освобождаются от уплаты взносов в фонд (за исключением получателей социальных выплат на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования) являются: 

1) дети;

2) лица, зарегистрированные в качестве безработных;

3) неработающие беременные женщины;

4) неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;

5) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

6) неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;

7) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

8) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);

9) лица, содержащиеся в следственных изоляторах;

10) неработающие оралманы;

11) многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени;

12) инвалиды;

13) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;

14) лица, завершившие обучение по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем, в котором завершено обучение.

Из указанной нормы Закона следует, что, если, к примеру, частный судебный исполнитель является многодетной матерью, награжденной подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившей ранее звание "Мать-героиня", а также награжденной орденами "Материнская слава" I и II степени, инвалидом, пенсионером, то он не является плательщиком взносов в фонд.

Вопрос о правильности исчисления и уплате частным судебным исполнителем взноса на обязательное социальное медицинское страхование является важным, поскольку, как было отмечено выше, с 1 июля 2017 года сумма этого взноса участвует при определении налогооблагаемого дохода частного судебного исполнителя и при исчислении им и уплате ИПН (статьи 27, 155, 182 НК).

         Пример:

Доход частного судебного исполнителя за июль 2017 года составил 100 000 тенге.

Однако, с данной суммы дохода с 1 июля 2017 года частный судебный исполнитель не должен исчислять и уплачивать ИПН, поскольку с 1 июля 2017 года пункт 1 статьи 182 НК  изложен в следующей редакции: "1. Сумма индивидуального подоходного налога по доходам частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов исчисляется по доходам, полученным за месяц, по итогам каждого месяца путем применения ставки, установленной  пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к сумме полученного дохода за минусом налогового вычета, предусмотренного подпунктом 7) пункта 1 статьи 166 настоящего Кодекса.".

Поэтому частный судебный исполнитель при определении налогооблагаемого дохода для исчисления и уплаты ИПН за июль 2017 года должен из суммы своего дохода в размере 100 000 тенге вычесть (минусовать) сумму взноса на обязательное социальное медицинское страхование, исчисленного в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании". То есть произвести налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 7 пункта 1 статьи 166 и пунктом 1 статьи 182 НК.

Эта сумма взносов на обязательное социальное медицинское страхование частного судебного исполнителя равна 5 процентам от 2 минимальных заработных плат, установленных на 2017 год Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы" (24 459 тенге х 2 = 48 918 тенге).

Таким образом, частный судебный исполнитель от суммы своего дохода за июль 2017 года в размере 100 000 тенге минусует сумму взноса на обязательное социальное медицинское страхование за июль 2017 года, т.е.  5 процентов от 48 918 тенге, которые равны 2 445,9 тенге (100 000 тенге - 2 445,9 тенге = 97 554,1 тенге).

В связи с этим сумма ИПН частного судебного исполнителя за июль 2017 года составит 9 755 тенге 41 тиын (10 % от 97 554,1 тенге).

Эту сумму ИПН за июль 2017 года частный судебный исполнитель обязан уплатить не позднее 5 августа 2017 года.

Сумму взноса на обязательное социальное медицинское страхование в размере 2 445,9 тенге за июль 2017 года частный судебный исполнитель должен исчислить и уплатить не позднее 25 августа 2017 года.

Относительно социальных отчислений, производимых частным судебным исполнителем.  Нужно отметить, что они не являются налогом и не относятся к обязательным платежам в бюджет,которые указаны в статье 55 НК.

Вместе с тем, на них следует остановиться подробнее, поскольку суммы, исчисленные и уплаченные частным судебным исполнителем по социальным отчислениям, непосредственно участвуют при исчислении и уплате частным судебным исполнителем следующего вида налога - социального налога.

Касаясь вопроса по социальным отчислениям, отметим, что отношения, связанные с созданием дополнительных форм социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования в зависимости от наступления случая социального риска по видам обязательного социального страхования, регулируются Законом Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405 «Об обязательном социальном страховании».

Социальные отчисления – установленные названным Законом обязательные платежи, уплачиваемые в Государственный фонд социального страхования, дающие право участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, а в случае потери кормильца членам его семьи, состоявшим на его иждивении, получать социальные выплаты в соответствии с указанным Законом (подпункт 3 статьи 1).

В связи с тем, что на практике возникает много вопросов, для чего исчисляются и уплачиваются, в том числе частным судебным исполнителем, социальные отчисления, необходимо уточнить, что статья 4 названного Закона устанавливает несколько видов обязательного социального страхования, а именно:

1)    на случай утраты трудоспособности;

2)    на случай потери кормильца;

3)    на случай потери работы;

4)    на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;

5)    на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6)    на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

К участникам системы обязательного социального страхования относятся плательщик; участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления; получатель; Государственная корпорация "Правительство для граждан"; Фонд; Правительство Республики Казахстан; Национальный Банк Республики Казахстан; иные уполномоченные органы (подпункт 19 статьи 1 указанного Закона).

Плательщиком социальных отчислений (далее – плательщик) является работодатель или самостоятельно занятое лицо, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном названным Законом (подпункт 65 статьи 1).

В силу подпункта 21 статьи 1 указанного Закона частный судебный исполнитель относится к самостоятельно занятому лицу, применительно к этому Закону.

Размер, порядок, сроки исчисления и перечисления социальных отчислений частным судебным исполнителем, как самостоятельно занятым лицом, регулируются названным Законом, а также Правилами исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденными Постановлением Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683 (далее - Правила исчисления) с внесенными изменениями от 27.12.2016 №862.

С 1 января 2010 года социальные отчисления, подлежащие уплате частным судебным исполнителем в Государственный фонд социального страхования (далее – Фонд) за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений (пункт 2 статьи 14 названного Закона).

Под объектом исчисления социальных отчислений понимаются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги.

Объектом для исчисления социальных отчислений частного судебного исполнителя, как самостоятельно занятого лица, являются получаемые им доходы (подпункт 4) статьи 1 названного Закона, пункт 3 Правил исчисления).

       Исчисление и перечисление социальных отчислений, уплачиваемых за участников системы обязательного социального страхования, производится ежемесячно (пункт 2 статьи 15 названного Закона).

При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете.

К примеру, в 2017 году согласно статье 7 Закона Республике Казахстан от 29 ноября 2016 года № 25-VI "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы"минимальный размер заработной платы определен в 24 459 тенге. Поэтому ежемесячный доход, не превышающий десятикратного размера минимальной заработной платы, составляет 244 590 тенге (24 459 тенге х 10).

Однако, в случае, если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются, исходя из минимального размера заработной платы(на 2017 год - 24 459 тенге).

Следует отметить, что пункт 3 Правил исчисления так же, как и пункт 2 статьи 14 названного Закона, устанавливает, что для самостоятельно занятых лиц (которыми являются частные судебные исполнители) объектом исчисления социальных отчислений является получаемый доход. При этом, получаемым доходом самостоятельно занятого лица признается сумма, определяемая им самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу в пределах размеров, установленных пунктом 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании", но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

Социальные отчисления в Фонд уплачиваются частным судебным исполнителем-плательщиком путем осуществления платежей через банковский счет Государственной корпорации "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Днем уплаты социальных отчислений, осуществляемых в безналичной форме, считается день получения акцепта платежного поручения на сумму социальных отчислений от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в наличной форме - с момента внесения плательщиком социальных отчислений в банк (статья 16 названного Закона).

Государственная корпорация осуществляет возврат социальных отчислений плательщику по участнику системы обязательного социального страхования:

  • не имеющий ИИН, и (или) в реквизитах которого допущены ошибки;
  • являющий лицом, достигшим возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";
  • за которого сумма социальных отчислений уплачена от объекта исчисления социальных отчислений, превышающая десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, от одного плательщика (пункт 13 Правил исчисления).

         Пример:

Доход частного судебного исполнителя за январь 2017 года составил 300 000 тенге.

ИПН за январь 2017 года – 30 000 тенге.

В связи с тем, что сумма дохода частного судебного исполнителя за январь 2017 года (300 000 тенге) превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный законодательным актом Республики Казахстан на 2017 год (минимальная заработная плата – 24 459 тенге), то для исчисления социальных отчислений за этот период частным судебным исполнителем будет приниматься ежемесячный доход в размере, не превышающий 10 минимальных заработных плат, т.е. 244 590 тенге (24 459 тенге х 10).

Если получаемый доход за январь 2017 года будет определен частным судебным исполнителем в 244 590 тенге, тосоциальные отчисления частного судебного исполнителя за январь 2017 г. составят 5 % от 244 590 тенге, т.е. 12 229,5 тенге.

         Эта сумма подлежит уплате частным судебным исполнителем за январь 2017 года до 25 февраля 2017 года.

Следует особо обратить внимание на то, что исчисленную сумму социальных отчислений при присутствии в ней тиынов (к примеру, в 2017 году максимальная сумма социальных отчислений частного судебного исполнителя равна 12 229 тенге 50 тиын) при проведении оплаты не следует округлять, т.к. в случае округления ее в большую сторону, она не будет зачислена в Государственный фонд социального страхования, а будет возвращена на банковский счет частного судебного исполнителя, что очень часто встречается на практике. Если же данная сумма будет округлена частным судебным исполнителем в сторону уменьшения, то на лицо будет ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем обязанностей по уплате социальных отчислений, т.е. недоплата с вытекающими отсюда последствиями.

Нередки случаи, когда частные судебные исполнители, не открывая свой банковский счет, производят оплату социальных отчислений напрямую через кассу любого банка. В таких случаях велика вероятность того, что частный судебный исполнитель может узнать о возврате Центром сумм социальных отчислений только тогда, когда за неисполнение обязательств по уплате социальных отчислений частному судебному исполнителю будет начислена пеня, которая по размеру может со временем превысить сумму социальных отчислений.

Следующим налогом, плательщиком которого является частный судебный исполнитель, является социальный налог (подпункт 2 пункта 1 статьи 355 НК).

Объектом обложения социальным налогом для частного судебного исполнителя является численность работников, включая самого плательщика, т.е. частного судебного исполнителя (пункта 1 статьи 357 НК).

Объект обложения социальным налогом в виде численности работников применяется тогда, когда частный судебный исполнитель для осуществления своей деятельности дополнительно использует труд работников (например, по трудовому договору курьера, секретаря, бухгалтера, переводчика и т.п.). На практике встречается не так уж много случаев, когда частный судебный исполнитель использует труд работников, оформляя свои взаимоотношения с ними соответствующими договорами.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 358 НК, если иное не установлено настоящей статьей, социальный налог исчисляется по ставке 11 процентов.

Вместе с тем, пункт 2 статьи 358 НК определяет, что частный судебный исполнитель исчисляет социальный налог в 2-х кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.

То есть ставка в 11 процентов для исчисления социального налога для частного судебного исполнителя не применяется.

К примеру, в 2017 году согласно статье 7 Закона Республике Казахстан от 29 ноября 2016 года № 25-VI "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы"месячный расчетный показатель определен в 2 269 тенге. Поэтому 2-х кратный размер месячного расчетного показателя составляет 4 538 тенге (2 х 2 269 тенге).

Порядок исчисления социального налога регулируется статьей 359 НК.

В соответствии с пунктом 4 статьи 359 НК исчисление социального налога частный судебный исполнитель производит путем применения ставок, установленных пунктом 2 статьи 358 НК, к объекту обложения социальным налогом, определенному пунктом 1 статьи 357 НК.

Важно отметить следующий момент по исчислению и уплате частным судебным исполнителем социального налога.

Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании".

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю (пункт 5 статьи 359 НК).

Уплата социального налога производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения налогоплательщика (пункт 1 статьи 360 НК).

         Пример:

Доход частного судебного исполнителя за январь 2017 года составил 0 тенге (отсутствует).

ИПН за январь 2017 года - 0 тенге

Социальные отчисления за январь 2017 года - 0 тенге.

Социальный налог за январь 2017 года - 4 538 тенге, т.е. 2-х кратный размер месячного расчетного показателя на 2017 год (2 269 тенге х 2).

Эта сумма подлежит уплате частным судебным исполнителем за январь 2017 года до 25 февраля 2017 года.

         Пример:

Доход частного судебного исполнителя за январь 2017 года составил 300 000 тенге.

ИПН за январь 2017 года - 30 000 тенге

Социальные отчисления за январь 2017 года - 12 229,5 тенге.

В связи с тем, что сумма социальных отчислений (12 229,5 тенге) за январь 2017 года превышает ставку социального налога, установленную для частного судебного исполнителя, то есть 2-х минимальных расчетных показателя (4 538 тенге), то согласно пункту 5 статьи 359 НК сумма социального налога частного судебного исполнителя за январь месяц 2017 г. считается равной нулю и не подлежит уплате.

         Социальный налог - 0 тенге.

Помимо социальных отчислений частный судебный исполнитель должен исчислять, уплачивать обязательные пенсионные взносы.

Обязательные пенсионные взносы не относятся к налогам и другим обязательным платежам в бюджет согласно статье 55 НК.

Отношения по исчислению, уплате частным судебным исполнителем обязательных пенсионных взносов регулируются Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Обязательные пенсионные взносы -  деньги, вносимые в соответствии с настоящим Законом в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (подпункт 25 статьи 1 названного Закона).

Получателем пенсионных выплат (далее – получатель) является физическое лицо, которому назначены государственная базовая пенсионная выплата и (или) пенсионные выплаты по возрасту, и (или) пенсионные выплаты за выслугу лет, и (или) имеющее право на получение пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда (подпункт 17 статьи 1 названного Закона).

В соответствии с  пунктом 1 статьи 5 указанного Закона государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент достижения лицами возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 и подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 32, а также в случаях, установленных подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 31, подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, в порядке, определенном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Из смысла и содержания норм подпункта 28 статьи 1 данного Закона следует, что частный судебный исполнитель является агентом по уплате обязательных пенсионных взносов (далее – агент), т.е. физическим лицом, исчисляющим, удерживающим (начисляющим) и перечисляющим обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 24 названного Закона обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым настоящим Законом.

При этом от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются:

  • физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;
  • физические лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению лиц, указанных в настоящем подпункте;
  • военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;
  • получатели пенсионных выплат за выслугу лет.

  От уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождается агент за:

  • физических лиц, достигших пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;
  • военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года; 
  • получателей пенсионных выплат за выслугу лет.

Из сказанного следует, что, если частный судебный исполнитель относится к перечисленной категории лиц, то он не уплачивает обязательные пенсионные взносы.

Порядок и сроки исчисления, удержания (начисления) обязательных пенсионных взносов частным судебным исполнителем регулируются названным Законом, а также Правилами и сроками исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116 (далее - Правила и сроки) с изменениями от 27.12.2016 года №862.

Обязательные пенсионные взносы (далее - ОПВ), подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд (далее - ЕНПФ), исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 названного Закона к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

Объектом исчисления ОПВ являются:

  • Для частных судебных исполнителей, использующих труд наемных работников, – ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не превышает семидесяти пятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 1 статьи 25 названного Закона, подпункт 2 пункта 5 Правил и сроков).
  • Для частных судебных исполнителей обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 75-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, исчисляемые за каждый месяц налогового периода.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы" минимальный размер заработной платы с 1 января 2017 года установлен в размере 24 459 тенге. Поэтому 75-кратный минимальный размер заработной платы составляет 1 834 425 тенге.

Получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно частным судебным исполнителем для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.

В случае отсутствия дохода частные судебные исполнители вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;"

В 2017 году 10 % от 24 459 тенге составляет 2 446 тенге.

При этом подпунктом 3 пункта 5 Правил и сроков устанавливается, что получаемым доходом для частных судебных исполнителей для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

        

 

Пример:

Доход частного судебного исполнителя за январь 2017 года составил 300 000 тенге.

ИПН за январь 2017 года – 30 000 тенге.

Социальный отчисления частного судебного исполнителя за январь 2017 года – 12 229,5 тенге.

Социальный налог за январь 2017 года составил 0 тенге.

Если получаемый доход для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу определен частным судебным исполнителем в 300 000 тенге, то обязательные пенсионные взнося за январь 2017 года составят 30 000 тенге.

Эта сумма подлежит уплате частным судебным исполнителем за январь 2017 года до 25 февраля 2017 года.

 

2.1.3. Составление частным судебным исполнителем налоговых форм и их представление в налоговый орган

Следующимналоговым обязательством частного судебного исполнителя является обязательство составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

В НК налоговым формам посвящается Глава 8.

Налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры (статья 61 НК).  

Налоговые формы составляются налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках.  

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 НК налоговые формы хранятся у налогоплательщика (налогового агента) в течение срока исковой давности, установленного статьей 46 НК.

Остановимся на такой налоговой форме, как налоговая отчетность частного судебного исполнителя.

Налоговая отчетность – документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Налоговым Кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений (статья 63 НК).

Исходя из этого, можно налоговую отчетность частного судебного исполнителя определить, как документ частного судебного исполнителя (как налогоплательщика, налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений.

Налоговая отчетность частного судебного исполнителя включает в себя: налоговые декларации, приложения к ним, подлежащие составлению и представлению налогоплательщиком (налоговым агентом) по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Формы налоговой отчетности и правила их составления утверждаются уполномоченным органом с учетом положений статей 65 –67-1 НК, сроки предоставления устанавливаются НК.

Положения по видам налоговой отчетности (первоначальная, очередная, дополнительная, дополнительная по уведомлению, ликвидационная) содержит пункт 3 статьи 63 НК.

По вопросам форм налоговой отчетности и правил их составления следует руководствоваться Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 "Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления".

Частные судебные исполнители составляют и предоставляют в налоговый органследующие декларации:

По индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00).

Декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется частным судебным исполнителем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (статьи 185, 186 Налогового кодекса РК). Это - ежегодная декларации, т.е. составляется по результатам года.

По социальному налогу (форма 200.00).

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу представляется частным судебным исполнителем в налоговый орган по месту нахождения ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 1 статьи 364 Налогового кодекса РК).

По социальным отчислениям (форма 200.00).

Плательщик ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным социальным отчислениям за участников системы обязательного социального страхования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.  

Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются Правительством Республики Казахстан (статья 18 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании»).

Декларация представляется частным судебным исполнителем в налоговый орган по месту жительства.

По обязательным пенсионным взносам (форма 200.00).

Агенты ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются уполномоченным органом (пункт 1 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан).

Декларация представляется частным судебным исполнителем в налоговый орган по месту жительства.

По отчислениям и (или) взносам в фонд социального медицинского страхования (форма 200.00).

В соответствии со статьёй 32 Закона Республики Казахстан "Об обязательном социальном медицинском страховании" плательщик, являющийся работодателем, в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, представляет декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражает сведения по начисленным отчислениям и (или) взносам, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Форма декларации и порядок ее составления устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.

Согласно подпункту 1 пункта 1, пункту 2 статьи 67 НК уполномоченный орган утверждает следующие формы декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу с приложениями к данной декларации: декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу для следующих категорий налогоплательщиков, являющихся плательщиками отчислений и (или) взносов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу предназначена для отражения информации об исчисленных суммах индивидуального подоходного налога, социального налога, обязательных пенсионных взносов, а также других отчислений и (или) взносов в соответствии с законами Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "Об обязательном социальном страховании", "Об обязательном социальном медицинском страховании" (пункт 2 статьи 67 НК).

Приложения к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу предназначены для детального отражения информации об исчислении налогового обязательства, используемой налоговыми органами для целей налогового контроля.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 63 НК приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14 апреля 2017 года № 250 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан" в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 "Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления" внесены следующие дополнения, а именно: "пункт 1 дополнить подпунктами 124) и 125) следующего содержания:

      "124) форму декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00) согласно приложению 124 к настоящему приказу;

      125) правила составления налоговой отчетности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00) согласно приложению 125 к настоящему приказу.";

      дополнить приложениями 124 и 125 согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.".

         Из Приложения 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 14 апреля 2017 года № 250, Приложения 124 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587  следует, что декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200), в которой отражается информация об исчисленных суммах обязательных пенсионных взносов, а также других отчислений и (или) взносов в соответствии с законами Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "Об обязательном социальном страховании", "Об обязательном социальном медицинском страховании" предоставляется налоговым агентом ежеквартально в органы государственных доходов не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Следующей налоговой формой частного судебного исполнителя является налоговое заявление.

Налоговое заявление - документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных НК (статья 75 НК).

Формы налоговых заявлений утверждаются уполномоченным органом. Порядок представления налогового заявления определяется статьей 76 НК.

В качестве примера можно привести налоговое заявление о постановке на регистрационный учет в качестве частного судебного исполнителя, о чем было сказано выше.

Налоговые регистры также относятся к налоговым формам.

Налоговый регистр – документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также о полученных деньгах и (или) имуществе от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также о расходовании указанных денег и (или) иного имущества в соответствии с пунктом 1-1 статьи 14 НК РК (статья 77 НК).

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 3 статьи 56 НК.

Формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).

Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются частным судебным исполнителем, как налогоплательщиком (налоговым агентом), самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике частного судебного исполнителя.

Налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование регистра; идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); период, за который составлен регистр; фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, ответственного за составление регистра (статья 77 НК).

 

 

  1. 3.     НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ ЧАСТНОГО СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

 

3.1. Понятие налогового учёта частного судебного исполнителя, учётная документация частного судебного исполнителя

 

В силу норм статьи 56 НК под налоговым учетом частного судебного исполнителя понимается процесс ведения частным судебным исполнителем, как налогоплательщиком (налоговым агентом), учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

По общему правилу налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. При этом порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (пункт 2 статьи 56 НК).

По вопросу бухгалтерского учета частному судебному исполнителю следует исходить из того, что в Республике Казахстан введен и действует Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности".

Этот Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Однако, важно отметить, что нормы этого Закона не распространяются на частных судебных исполнителей.

Пункт 1 статьи 2 указанного Закона устанавливает, что действие настоящего Закона распространяется на: индивидуальных предпринимателей; юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, как видно из названной нормы закона, частный судебный исполнитель в данный перечень лиц не входит. То есть в законодательстве Республики Казахстан отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающий порядок ведения частным судебным исполнителем бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Частному судебному исполнителю, как налогоплательщику (налоговому агенту), необходимо исходить из норм статьи 56 НК, согласно которых:

1) Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;
  • расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
  • достоверное составление налоговой отчетности;
  • предоставление информации налоговым органам для налогового контроля (пункт 3 статьи 56 НК).

2) Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса РК (пункт 5 статьи 56 НК).

Требования к налоговой учетной политике содержатся в статье 60 НК.

3) Учетная документация частного судебного исполнителя включает в себя:

  • налоговые формы, состоящие из налоговой отчетности (см. Глава 8 параграф 1 НК), налоговых заявлений (см. Глава 8 параграф 2 НК) и налоговых регистров (см. Глава 8 параграф 3 НК).
  • налоговую учетную политику (см. статью 60 НК);
  • иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства (пункт 6 статьи 56 НК).

При этом, как было сказано выше, частный судебный исполнитель не обязан включать в учетную документацию бухгалтерскую документацию, поскольку согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 56 НК учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию только для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению.

Согласно статье 59 НК учетная документация составляется частным судебным исполнителем на казахском и (или) русском языках, на бумажном и (или) электронном носителях и представляется налоговым органам при проведении налоговой проверки. При наличии отдельных документов, составленных на иностранных языках, налоговый орган вправе потребовать их перевода на казахский или русский язык.

При составлении учетной документации в электронном виде частный судебный исполнитель, как налогоплательщик (налоговый агент), обязан в ходе налоговой проверки по требованию должностных лиц налоговых органов представить копии такой документации на бумажных носителях.

Учетная документация хранится частным судебным исполнителем до истечения срока исковой давности, установленного статьей 46 НК для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация, начиная с налогового периода, следующего за периодом, в котором составлена учетная документация, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 59 НК.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленных Методических рекомендациях освещены актуальные вопросы по налоговому учету частного судебного исполнителя, налогам и другим обязательным платежам по законодательству Республики Казахстан.

В рамках Методических рекомендаций проведен анализ норм законодательства в области налогообложения, пенсионного обеспечения, законодательства по социальному страхованию, по обязательному социальному медицинскому страхованию, касающихся частных судебных исполнителей и осуществляющей ими свою деятельность.

Важно заметить, что действующее законодательство является мобильным. Содержащиеся в нём нормы периодически корректируются с учетом требований динамично развивающегося общества. Не составляют исключение и нормы, регулирующие налогообложение частных судебных исполнителей.

Следует отметить, что автором настоящих Методических рекомендаций неоднократно поднимался вопрос о пересмотре налогообложения частных судебных исполнителей. В частности, относительно определения налогооблагаемого дохода частного судебного исполнителя при исчислении и уплате индивидуального подоходного налога, поскольку частный судебный исполнитель также, как многие  другие налогоплательщики (юридические лица, индивидуальные предприниматели и т.п.) при осуществлении своей профессиональной деятельности несет определенные расходы (на содержание своего служебного помещения, оплаты членских взносов, покупку компьютеров, принтеров, ксероксов, канцелярских принадлежностей, оплату услуг банка и прочие расходы), которые другим налогоплательщикам НК разрешает  относить на вычеты при определении ими налогооблагаемого дохода (к примеру, статья 100 НК).          

Такое направление к изменению налогообложения частных судебных исполнителей было правильным и впоследствии получило своё законодательное закрепление.

Республиканской палатой частных судебных исполнителей в ряд норм  Налогового кодекса Республики Казахстан законодателем внесены существенные изменения и дополнения относительно налогообложения частных судебных исполнителей, что в перспективе должно благоприятно  отразиться на  налогообложении частных судебных исполнителей в целом (Закон Республики Казахстан  от 18 ноября 2015 года № 412-V ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц). Данные изменения и дополнения относительно частных судебных исполнителей вводятся в действие с 1 января 2020 года.

К примеру, названным Законом налоговый период для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, подлежащих налогообложению частным судебным исполнителем, определяется календарным годом. Пересмотрен подход к понятию дохода частного судебного исполнителя за налоговый период. Введены профессиональные вычеты частного судебного исполнителя (расходы на приобретение канцелярских принадлежностей; расходы по имущественному найму (аренде) помещений для осуществления деятельности частного судебного исполнителя; расходы по оплате услуг банка, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, услуг связи, коммунальных услуг и т.п.), которые будут учитываться при определении дохода частного судебного исполнителя за налоговый период. При этом частный судебный исполнитель будет вправе применить профессиональные вычеты по расходам, предусмотренным в НК, при одновременном выполнении следующих условий: 1) произведены в связи с получением дохода от осуществления деятельности частного судебного исполнителя; 2) подтверждены документально; 3) отражены в налоговых регистрах частного судебного исполнителя.

Сказанное свидетельствует об актуальности настоящих Методических рекомендаций, призванных оказать помощь частным судебным исполнителям по процессу ведения частным судебным исполнителем, как налогоплательщиком (налоговым агентом), налогового учета и учетной документации в соответствии с требованиями НК.

Вместе с тем, подводя итоги по Методическим рекомендациям, следует отметить, что перечень исследованных автором вопросов не является исчерпывающим, поскольку тема по налоговому учету частного судебного исполнителя, налогам и другим обязательным платежам довольно сложна, многогранна и специфична.

 

 ughjkkm.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Қазақстан Республикасы  Жеке сот орындаушыларының палатасы жанындағы

Жеке сот орындаушылары және олардың көмекшілерінің оқу орталығы

 

Астана қ.,  Мәңгілік Ел даңғылы,  20/1

 

Телефон:  8(7172) 26 32 84

 

Е-mail: 160540023761@bk.ru