История

История внедрения института частных судебных исполнителей в Казахстане 

2015

К сожалению, остаются нерешенные государственные задачи, возложенные на органы принудительного исполнения, правительственные и неправительственные организации:

—   создание в обществе нетерпимости к правонарушениям, в том числе к неисполнению судебных актов;

— неполный охват услугами частного судебного исполнителя в отдаленных городах и районах;

— снижение служебной нагрузки исполнительного производства на государственных судебных исполнителей;

—  низкое количество судебных актов по социально-значимым категориям дел (взыскание алиментов, заработной платы, пособий), находящихся на исполнении у частных судоисполнителей;

— недостаточный имидж и престиж профессии судебного исполнителя.

В этой связи , своевременным стало поручением Главы государства Назарбаевым Н.А., озвученным на расширенном заседании Правительства 6 мая 2015 года об упразднении государственной службы  судебных исполнителей и о   дальнейшем развитии института частных судебных исполнителей  в рамках гозаказа.

Поручение легло в основу реализации Плана Нации «100 конкретных шагов».

Полный переход к частному судебному исполнению в Казахстане, на примере развитых стран как Франция и Нидерланды, создаст благоприятный климат для эффективности правосудия и повышения правосознания в обществе.

Упразднение государственной службы  судебных исполнителей и совершенствование института частных судебных исполнителей в настоящее время является актуальным в рамках 5 институциональных реформ, озвученным Лидером Нации Назарбаевым Н.А. в ходе съезда партии «Нур Отан».

Так, в целях создания транспарентного и подотчетного государства, Главой государства озвучено, что надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности.

29 декабря 2014 года был принят  Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в рамках которого внесены изменений касательно организации деятельности частных судебных исполнителей в Казахстане.

Так, во исполнение Закона 18 февраля 2015 года была образована Республиканская палата частных судебных исполнителей, все частные судебные исполнители стали обязательными членами одной палаты в Казахстане, региональные коллегии были ликвидированы до 1 июля 2015 года.

Законом уделено много вопросов защиты прав и свобод граждан и обеспечению законности деятельности частных судебных исполнителей. В законодательстве заложена многоуровневая система контроля, со стороны уполномоченного органа, суда, региональными палатами, прокуратуры и других контрольно-фискальных органов.  Выбор судебного исполнителя осуществляется самим взыскателем.

При этом, Министерство юстиции продолжает совместно с Республиканской палатой политику совершенствования института частных судебных исполнителей.

Профессиональный состав частных судебных исполнителей – это бывшие работники органов исполнительного производства, в том числе бывшие сотрудники ВС РК, МЮ РК (57,7%); работники прокуратуры и иных правоохранительных органов со стажем выше десяти лет (14,7%); бывшие судьи (0,7 %); лица, прошедшие стажировку (26,7%).